5 мифов о человеческом мозге

🧠Головной мозг – один из самых важных, но в то же время загадочных органов человеческого организма. Он управляет всеми нашими действиями и реакциями, отвечает за наше мышление, память и эмоции. Однако этот орган окружен мифами.

➡Чтобы разобраться с ними и узнать больше о реальных возможностях и функциях головного мозга, мы обратились к Елене Асфандияровой, отличнику здравоохранения, врачу высшей квалификационной категории, заведующей неврологическим отделением №2 Александро-Мариинской больницы.

❓Какие особенности структуры головного мозга делают его таким сложным для изучения ученым?

💬 Сложность изучения головного мозга скрыта в самой структуре органа. Она сложная и многогранная. Часто говорят, что для сохранения его функциональности требуется тренировка, подобная тренировке мышц. Несмотря на это, важно помнить, что он не является мышцей. Этот орган состоит не из миоцитов, а из миллионов нейронов, связанных между собой при помощи аксонов и дендритов. Каждый по отдельности и все вместе они регулируют функции нашего мозга и тела. Наше дыхание, питание и сон, способность рассуждать, влюбляться и спорить — всё это контролируется им.

❓Существует множество мифов так или иначе связанных с мозгом, можете о них рассказать?

💬 Конечно, я постараюсь развеять 5 основных мифов о работе нашего мозга.

✔ МИФ №1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МОЗГ РАБОТАЕТ ТОЛЬКО НА 10%

Этот миф является одним из самых распространенных, который приписывается разным ученым, даже Альберту Эйнштейну. Существует много ложных представлений о том, что человек может задействовать «неиспользованные» участки мозга и развить в себе сверхспособности, однако эту идею поддерживают писатели-фантасты, а не научное сообщество. Нейробиолог Барри Гордон называет этот миф «смехотворно ошибочный», добавляя: «Мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно».

✔ МИФ №2 РАЗМЕР МОЗГА ВЛИЯЕТ НА УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Вопрос о том, зависят ли от массы мозга умственные способности человека довольно долго был дискуссионным и даже спекулятивным вопросом. Однако никаких научных подтверждений этой взаимосвязи нет. Так, мозг Ивана Тургенева весил 2012 граммов, а мозг Анатоля Франса – 1017 граммов. При этом самый тяжелый мозг – 2850 граммов – был обнаружен у человека, который страдал эпилепсией и идиотией. Ученые Вашингтонского университета обнаружили, что масса мозга Homo Sapiens, который обитал в Африке около 200 тысяч лет назад, сопоставим с мозгом современного человека, однако никаких интеллектуальных прорывов в то время так и не случилось.

✔ МИФ №3 НОЧЬЮ МОЗГ ОТДЫХАЕТ

Работа этого органа не прекращается ни на минуту, более того, во сне мозг еще более активен, чем во время бодрствования. Пока мы спим, мозг может принимать решения, сортировать воспоминания, выстраивает ассоциативные связи, в том числе между несвязанными между собой вещами и явлениями, поэтому нередко самые ценные идеи приходят во сне или после пробуждения. Менделеев с некоторой иронией относился к легенде о том, что таблицу химических элементов он увидел во сне, но никогда не опровергал ее. Физик-теоретик Нильс Бор уверял, что создал планетарную модель строения атомов под впечатлением от своих сновидений.

Здоровый сон очень важен для функционирования нашего организма и мозга. Во время сна мозг выполняет ряд важных функций, включая регулирование и восстановление работы всех органов. Особенно важным является так называемая дельта-фаза сна, во время которой происходит восстановление гормональной системы. Поэтому, когда вы ощущаете усталость в мозгу и желание поспать, на самом деле весь ваш организм нуждается в отдыхе и перезагрузке.

✔ МИФ №4 РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИВАЕТ ДЕТСКИЙ МОЗГ

Мода на раннее развитие, когда детей как можно раньше учат читать, писать, считать и говорить на иностранном языке, чревата серьезными последствиями интеллекта и психики ребенка. По словам директора Института мозга человека им. Натальи Бехтеревой, академика Святослава Медведева, мозг человека формируется до 17 лет, и те участки, которые отвечают за чтение, в 2-3 года еще не развиты. Когда ребенка в три года вместо сказок заставляют читать и считать, он использует области мозга, которые для этого не предназначены. По словам учёного, это все равно что программу, рассчитанную на современный макбук, заставить работать на стареньком «пентиуме». Кроме того, перегрузка информации приводит к неврозам и более серьезным расстройствам психики.

✔ МИФ №5 НАШ МОЗГ «РАСТЁТ» ДО 18 ЛЕТ

Когда-то ученые полагали, что когда мы достигаем совершеннолетия, наш мозг теряет всякую способность формировать новые нейронные связи. Считалось, что эта способность, называемая пластичностью, свойственна младенцам и детям. Исследование, проведенное в 2007 году на пациентке, перенесшей инсульт, показало, что её мозг адаптировался к повреждению нервов, несущих визуальную информацию, и научился извлекать аналогичную информацию из других нервов.
Также было проведено несколько исследований, показавших, что мозг взрослых мышей может образовывать новые нейроны. Недавние же исследования обнаружили больше доказательств того, что человеческие нейроны создают новые связи и во взрослом возрасте.